Заметки о конструкторах в нашей жизни. Аутизм, лего и социальные навыки

22 Май

Не помню, рассказывала ли вообще кому-либо. Не помню, когда. Больше полутора (или двух?) лет назад появилось. Но каждый раз удивляюсь, очень удивляюсь, также сильно радуюсь и не верю. Для нейротипичного ребенка это в принципе мелочь. Так должно быть, это норма. Но у нас это появилось примерно через три-четыре года с того момента, как Даша впервые дала понять, что конструкторы ей важны, нужны и интересны.

О чем я ))) На прошлой неделе, очередной пример. Купили новый конструктор, пришли домой, покушали, распаковали конструктор на кухонном столе, и Даша осталась его собирать, а я ушла. Через некоторое время ребенок заходит в комнату, задумчиво смотрит на меня и на кошек, очень задумчиво (конечно же, молча), берет фонарь, уходит. Мне становится жутко интересно, зачем фонарь, иду за Дашей. Она внимательно обследует пол на кухне. Становится понятно, что кое-кто детальку посеял. Прошу фонарь, начинаем вдвоем по полу ползать, все уголки рассматривать. Нет, никаких деталек. А у нас же такое происшествие может катастрофой нервной обернуться. Нужно выяснить хотя бы, какая она, эта деталька. Если поиски не увенчаются успехом, придется идти в других наборах искать. Выключаю фонарь. Спрашиваю Дашу, что именно ищем, она немедленно мне пальцем в инструкции показывает. Закончилось все благополучно, в пакет с покупками улетела, нашли. Пакет черный, деталька коричневая, поэтому после Дашиного ответа нашли быстро: пол уже весь просмотрели, а все светлое можно было исключить: на светлом увидели бы давно.

Так многобуквенно об очень важном, нужном и маленьком-маленьком навыке, которому никто никогда не учил. Я привыкла проговаривать, мне не ответили (и мне обычно не отвечают) — отвечать или делать сама, с Дашиного раннего детства, рефлексы. Кроме тех случаев, когда знаю, что можно просить/спрашивать, сделает/покажет/скажет. Тогда не проговариваю, а прошу. И вот однажды проговорив «Какая деталь не находится?», не ожидая никакого ответа или помощи и настраиваясь на дальнейшие поиски неизвестного объекта, получила четкое указание пальцем в инструкции….. Не поверила, решила, случайность. Ну или так, эпизод, мало ли. Однократно. У нас одно правильное действие, случившееся однажды, неважно и ничего не значит, сколько всего правильного и сразу было, потом годами можно ждать, создавать ситуации, и никак. А в данном случае был второй, третий, четвертый раз. Всегда, когда я проговаривала, проговаривала просто потому, что нужно все сделать, как это должно быть. Как это обычно у людей бывает, чтоб нужная модель поведения произошла, чтобы ребенок эту модель видел и слышал. И, вот так поступая, я не ожидала никакого ответа, а мне показывали. Потом (честно, очень боялась) стала серьезно спрашивать именно Дашу, ожидая ответа, и каждый раз Даша показывала пальцем на конкретную или упавшую или не находящуюся на столе деталь.

И до сих пор не до конца верю. Потому что для меня это даже немного волшебство. Я понимаю, что Даше настолько интересно, поэтому так происходит. Очень надо, работа, которая столь увлекательна, останавливается. Мотивация сильнейшая, пойти на контакт. Но все равно волшебство. Поэтому фото набора Lego про волшебство )))

P.S.: Даша как лет десять назад не показывала пальцем, серый или белый хлеб будет, так и до сих пор не показывает. Достаешь две булки, спрашиваешь, какого хлеба отрезать. Показывает или обе или отказывается показывать. Тупик. С этим моментом мы определяемся только тогда, когда сама нужный хлеб достает… Фокус с бородинским и булкой первого сорта также не прокатывает. При этом отрежешь и принесешь, будет есть и тот и другой, а если сама, скорее всего, возьмет белый (одну булку точно, скорее всего не бородинский). Между 1 и 2-м сортом — вероятность любая, какой возьмет, но тоже какой-то один. Покупаем теперь обычно один вид хлеба, или папа нарезает оба, сразу. С карточками будет тоже самое — или обе или отказ. «Отработка навыка» здесь никакой роли не играет, т.к. мне не навык показывания «покажи белый хлеб» нужен, а навык ответа на вопрос «Какой хлеб ты сейчас хочешь?» (ответа жестом) По хлебу не отвечает, не показывает, чего хочет в данный момент. (сама при этом достанет одну булку, а не две) М.б., когда-нибудь распространится этот навык и на хлеб, как было с другими вещами в жизни. М.б., мы все-таки поймем, в чем именно проблема с этим хлебом. Это к тому, что «отработка на других вещах, в других местах» у нас не работала и не работает. «Если хотите уметь ходить в цирк, ходите в цирк», на природе и в поездках в машине нельзя научить ребенка сидеть за столом, посещать театр, ходить в кино, найти любимое домашнее занятие и т.д. По мелочам в нашем конкретном случае также. Ребенок с легкостью четко показывает желаемое в конструкторах (какой именно купить, упавшую детальку), из множества, даже если еще кучу всего хочется купить, стоящего рядом. Приоритеты определяются. А с хлебом…. Если бы сама доставала обе булки и хотела бы обе сразу отрезать, было бы понятно. Но это не так.

Источник: http://koshka38.ru